Для того, чтобы не растеряться в огромном
количестве информации, у каждого аспиранта
есть научный руководитель - опытный педагог
и ученый, который может помочь определиться
с темой, выбрать методики исследования,
дать советы по организации эксперимента, а
возможно, порекомендовать некоторую
необходимую литературу. Однако научный
руководитель лишь направляет аспиранта,
помогает ему сориентироваться, но не делает
работу за него.
Итак, научный руководитель - это тот, кто
должен осуществлять руководство научной
деятельностью аспиранта, с высоты своего
опыта помогать ему двигаться к намеченной
цели. Обычно, им становится доктор наук (причем
тех же наук, ученую степень на соискание
которых собирается получить аспирант).
Помимо научного руководителя, у аспиранта
может быть и научный консультант. Обычно, им
становится кандидат наук, который по своему
статусу не может быть научным
руководителем, но оказывал значительную
помощь в подготовке диссертации.
Научный руководитель утверждается Ученым
Советом ВУЗа в самом начале обучения в
аспирантуре вместе с темой диссертации.
Существуют два типа научных
руководителей: первый тип наиболее удобен
для аспиранта - такой научный руководитель
во всем помогает своему подопечному:
проверяет данные его эксперимента,
помогает их интерпретировать, находит для
него возможности публиковаться, правит
статьи, советует, как сформулировать цель,
задачи, гипотезу исследования и т.д.
Аспиранту, имеющему такого научного
руководителя, живется легче, но при этом от
него требуется и меньше творчества. В
результате такой аспирант может так и не
приобрести навыков самостоятельных
занятий научной работой.
Второй тип научных руководителей можно
назвать "ленивыми" - они не
удосуживаются даже почитать материалы
диссертации, отделываются от своего
ученика общими советами. Аспирантам с таким
научным руководителем очень трудно,
особенно на начальном этапе обучения, но в
дальнейшем, если такому аспиранту все же
удастся написать и защитить диссертацию, он
будет являть собой тип сформированного
научного работника. Он легко сможет взяться
за продолжение темы (например, для
докторской) или за другую тему исследований,
за научное руководство собственными
аспирантами и т.д. По опыту научной
деятельности он будет значительно
превосходить аспиранта, которого три года
водили за ручку.
Лучше, конечно, если Ваш научный
руководитель представляет собой нечто
среднее между двумя крайними типами,
описанными выше.