Disser.ru - сайт врачей-аспирантов


   Главная

   Форум

   Журнал

   Рассылки

   Библиотека

Поиск по сайту врачей-аспирантов:
 
 
Сайт врачей-аспирантов

Научный руководитель
Обучение в аспирантуре / Советы начинающим

Для того, чтобы не растеряться в огромном количестве информации, у каждого аспиранта есть научный руководитель - опытный педагог и ученый, который может помочь определиться с темой, выбрать методики исследования, дать советы по организации эксперимента, а возможно, порекомендовать некоторую необходимую литературу. Однако научный руководитель лишь направляет аспиранта, помогает ему сориентироваться, но не делает работу за него.

Итак, научный руководитель - это тот, кто должен осуществлять руководство научной деятельностью аспиранта, с высоты своего опыта помогать ему двигаться к намеченной цели. Обычно, им становится доктор наук (причем тех же наук, ученую степень на соискание которых собирается получить аспирант).

Помимо научного руководителя, у аспиранта может быть и научный консультант. Обычно, им становится кандидат наук, который по своему статусу не может быть научным руководителем, но оказывал значительную помощь в подготовке диссертации.

Научный руководитель утверждается Ученым Советом ВУЗа в самом начале обучения в аспирантуре вместе с темой диссертации.

Существуют два типа научных руководителей: первый тип наиболее удобен для аспиранта - такой научный руководитель во всем помогает своему подопечному: проверяет данные его эксперимента, помогает их интерпретировать, находит для него возможности публиковаться, правит статьи, советует, как сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования и т.д.

Аспиранту, имеющему такого научного руководителя, живется легче, но при этом от него требуется и меньше творчества. В результате такой аспирант может так и не приобрести навыков самостоятельных занятий научной работой.

Второй тип научных руководителей можно назвать "ленивыми" - они не удосуживаются даже почитать материалы диссертации, отделываются от своего ученика общими советами. Аспирантам с таким научным руководителем очень трудно, особенно на начальном этапе обучения, но в дальнейшем, если такому аспиранту все же удастся написать и защитить диссертацию, он будет являть собой тип сформированного научного работника. Он легко сможет взяться за продолжение темы (например, для докторской) или за другую тему исследований, за научное руководство собственными аспирантами и т.д. По опыту научной деятельности он будет значительно превосходить аспиранта, которого три года водили за ручку.

Лучше, конечно, если Ваш научный руководитель представляет собой нечто среднее между двумя крайними типами, описанными выше.

Автор статьи: Карина Казак
E-mail:
Источник: http://www.aspirantura.spb.ru

11.02.2005

© 2003-2014 Евгений Логвин, дизайн Константин Михальчук