Disser.ru - сайт врачей-аспирантов


   Главная

   Форум

   Журнал

   Рассылки

   Библиотека

Поиск по сайту врачей-аспирантов:
 
 
Сайт врачей-аспирантов

Написание литературного обзора - поиск и систематизация первоисточников
Обучение в аспирантуре / Советы начинающим

Работу оптимально разбить на несколько этапов: а) предварительный выбор первоисточников по каталогам, реферативным обзорам, спискам литературы; б) поиск самих источников в соответствии со сформированным списком; в) анализ первоисточников, их отбор, ксерокопирование, конспектирование.

Написание литературного обзора: поиск и систематизация первоисточников

Помимо монографий, публикаций, статей следует ознакомиться с авторефератами уже защищенных диссертаций, а еще лучше - с оригиналами этих диссертаций.

Если автореферата в электронном виде нет, можно заказать и получить его электронную копию, воспользовавшись электронной доставкой документов.

В настоящее время существуют специальные платные сервисы дистанционной доставки:

http://www.edd.ru "Русскiй курьеръ" (сервис РГБ, Москва)
http://e-lib.org (диссертации и авторефераты украинских коллег)
http://ukrdis.h1.ru "Диссертант online"
http://candis.by.ru

Просмотр уже завершенных диссертационных исследований целесообразен по нескольким причинам:

а) можно более четко определить, по каким направлениям вели исследования Ваши предшественники, чтобы не повторять их работу;
б) можно значительно быстрее изучить различные точки зрения на вопросы, связанные с темой исследования;
в) появится более четкое представление, как выглядят "живьем" кандидатская диссертация (докторские поэтому лучше не смотреть);
г) можно изучить и переписать (или переснять) библиографический список литературы - как правило, 150 - 250 источников в каждой диссертации, а иногда значительно больше.

Для составления наиболее полного предварительного списка литературы необходимо просмотреть каталоги, реферативные журналы, диссертации, сборники научных трудов, периодические издания. Начинать просмотр периодических журналов лучше всего с последнего номера за каждый календарный год. Как правило, в последнем номере публикуется содержание опубликованных статей за весь предшествующий год.

Библиографические издания-указатели содержат упорядоченные библиографические записи; в них указывается, что издано по тому или иному вопросу в той или иной области знаний. Библиографические указатели состоят из перечня библиографических записей, часто без аннотаций и рефератов. Реферативные издания содержат также рефераты, где в сжатом виде отображены основные моменты оригинала публикации. Их недостаток - появление информации с некоторым опозданием; кроме того, не исключены определенные пробелы в перечне публикаций.

Помимо перечисленного, информация о литературе может быть найдена во внутрикнижных и пристатейных списках литературы.

Имея на руках сформированный список литературы, можно начинать ходить по библиотекам и собирать информацию: смотреть, выбирать необходимую, делать аннотации, заметки, выписки, ксерокопии. Не забывайте при этом подписывать ксерокопии, иначе впоследствии будет неизвестно, кому принадлежит авторство отснятого текста.

Если Вы живете не в столице и даже не в крупном городе, процесс сбора первичной информации может усложниться. В таком случае, попытайтесь извлечь максимум информации из местных библиотек, а потом поезжайте в "творческую командировку" в столицу.

В процессе отбора литературы следует придерживаться тематики исследования. Часто объем литературы по теме может быть такой, что для его полного прочтения необходимы годы, по истечении которых выяснится, что за это время вышли новые труды и т. д. Поэтому следует сосредоточиться на главном. И хотя в большинстве методических указаний даны рекомендации начинать с общих работ, постепенно продвигаясь к материалам, непосредственно касающимся тематики диссертационного исследования, такой способ нельзя признать оптимальным. Чрезмерное увлечение чтением первоисточников приводит к сбору излишней информации, способствует засорению ума второстепенными проблемами, тормозит процесс работы над диссертацией. Для экономии времени анализ целесообразно начинать с самых "перспективных" (пусть и на первый взгляд) источников, знакомство с которыми в наибольшей мере может пригодиться в работе.

К счастью, в эпоху ксероксов, сканеров и принтеров работать с информацией стало намного легче. Вряд ли оптимально конспектировать (как это делалось раньше) каждый труд. К тому же при таком двойном редактировании (когда вначале пишется краткий конспект, а затем при использовании материала на основании этой уже неполноценной редакции делается новая редакция) неизбежно искажается первоначальный смысл. Подобные способы постепенно уходят в прошлое. Гораздо быстрее и удобнее нужную информацию снимать на ксерокс, причем сразу для всего исследования, а не отдельно по главам диссертации. Часть из этой "необходимой" информации впоследствии может оказаться ненужной, но зато диссертанту не будет необходимости лишний раз отвлекаться на посещение библиотеки, заполнение требований, ожидание очереди на ксерокс и т.п.

Один из немногочисленных недостатков указанного способа - серьезные первичные затраты на подготовку материала. В зависимости от тематики, специальности, широты охвата проблемы, скрупулезности диссертанта затраты могут исчисляться в сотнях рублей, особенно если учесть, что стоимость ксерокопий в библиотеках, как правило, намного выше, чем где-нибудь еще. Однако имея такую подборку материала диссертант может приступить к целенаправленным исследованиям, меньше отвлекаясь на рутинную работу. Кроме того, при наличии достаточного для исследования материала может наступить момент психологической уверенности и труд над диссертацией, возможно, уже не будет казаться таким непосильным, а сроки, отведенные на научную работу, такими маленькими.

Следует однако заметить, что работа с собранным материалом может быть неэффективной и трудной, если этот материал не систематизировать.

Способы систематизации могут быть разные. Например, можно систематизировать материал, разложив его по стопкам (папкам, скоросшивателям, ящикам стола) в соответствии с подпунктами плана. При таком подходе в каждый конкретный день работы над диссертацией Вы будете работать не со всем материалом, а, например, с 1/10 его частью, что очень удобно. Наиболее важные моменты в собранном материале вместо утомительного конспектирования можно выделить маркером, разноцветными ручками, закладками, сделать пометки на полях или даже отсканировать, записав лишь краткие памятки в рабочем блокноте.

Работая над чужими текстами следует не просто заимствовать чужой материал, но обдумывать уже имеющуюся научную информацию, вырабатывать собственные идеи, подходы и концепции, фиксировать собственные мысли. Переписывание чужого текста массивами или без ссылок на первоисточник превращает работу в плагиат.

Автор статьи: Владимир Мовчан,
E-mail: mail@aspirant.com.ua
Сайт: http://aspirant.com.ua

29.08.2005

© 2003-2014 Евгений Логвин, дизайн Константин Михальчук